Байкальский музей СО РАН

«Исследуя прошлое, понимаем настоящее, предполагаем будущее»

Экспедиция: предварительные итоги полевых исследований байкальской нерпы (2025 г.)

Поскольку половина годового жизненного цикла байкальской нерпы неразрывно связана со льдом, ключевой задачей является оценка последствий изменения ледовой обстановки озера. С целью выяснения того, как глобальное потепление влияет на этого пагофильного (льдолюбивого) эндемика, Байкальский музей в 2025 году организовал в рамках мониторинга состояния популяции байкальской нерпы две научные экспедиции. С 20 мая по 4 июня и с 21 августа по 15 сентября экспедиционный отряд на НИС «Профессор А. А. Тресков» проводил наблюдения за поведением нерп, главным образом, с помощью БПЛА. Работы проводились совместно со специалистами Иркутского филиала МГТУ Гражданской авиации и сотрудниками Иркутского аграрного университета. 

В ходе экспедиций основное внимание было уделено мониторингу знаменитого лежбища нерп на Ушканьих островах (Рис. 1). 
Рис. 1. Архипелаг Ушканьи острова. На малых островах располагаются лежбища нерп.
 
Именно там можно оценить, насколько климатические условия каждого года влияют на поведение нерп. Из-за неустойчивого ледового режима нерпе ежегодно приходится приспосабливаться к новым условиям — будь то аномально раннее исчезновение льда, поздний ледоход или нестандартная динамика ледового покрова.
 
Период разрушения льда — самый уязвимый этап в жизни нерпы. На плавающих льдинах практически все члены популяции, кроме щенков текущего года, должны проводить значительную часть дня. Это необходимо для формирования в организме биохимических и физиологических условий для ежегодной линьки. Успешность линьки во многом определяет благополучие, как отдельных особей, так и популяции в целом. Затянувшаяся или нарушенная линька у оплодотворённых самок нерпы напрямую угрожает воспроизводству популяции — самки могут не принести потомство в срок, а это отразится на численности. Кроме видимых патологий кожно-волосяного покрова, срыв линьки указывает на глубокие гормональные нарушения, последствия которых могут быть более серьезными. Стремительное таяние льда, вызванное аномально тёплой или ветреной весной, прерывает линьку у значительной части популяции, вынуждая животных искать новые условия для её завершения. Именно такие условия есть на береговых лежбищах, куда и устремляются тюлени после исчезновения плавающих льдов (Рис. 2, 3).
 

Рис. 2. Фото с БПЛА, пригодное для детальных исследований.

Рис. 3. Пример залежки нерп на одном из островов с результатами подсчета численности (на суше – желтым и в воде - синим).
 
Время подхода, массовость выхода не берег и динамика численности посещения этих лежбищ являются важными индикаторами состояния популяции, особенно той её части, у которой есть потребность в береговых залежках. Анализ половозрастного состава и упитанности первых особей, пришедших на лежбища, позволяет качественно оценить успешность их зимовки — как по условиям питания, так и по суровости условий среды (Рис. 4). Относительная численность больных особей отражает общее здоровье популяции, а упитанность взрослых самок служит индикатором их репродуктивного статуса в данном году.
 

Рис. 4. Примеры получаемых материалов в период плавающих льдов с применением БПЛА (A – по такому кадру оценивают состояние линьки, уровень упитанности, наличие/отсутствие кожных патологий, шрамов и проч.; B – по такому кадру определяют характер расположения нерп на льду, предпочитаемые позы и т. д.).
 
В ходе экспедиций также были зафиксированы поведенческие реакции животных на антропогенный шум, в частности, на БПЛА, собраны данные о поведении нерп на плавающих льдах (Рис. 4, 5), а также взяты образцы тканей и органов для последующих гистологических и морфологических исследований. 
 

Рис. 5. Пример подлета БПЛА к нерпам, залегающим на плавающих льдах.
 
По итогам экспедиции объём собранных материалов составляет сотни гигабайт видеозаписей, сотни фотографий и десятки препаратов. В настоящее время все данные проходят обработку, но уже очевидно, что численность нерпы на лежбищах оставалась стабильно высокой на протяжении всего лета — тысячи особей, как в начале, так и в конце сезона, что говорит о неизменно высокой роли береговых залежек в её жизненном цикле.