Школьная научно-исследовательская экспедиция в Маритуе
Давно в долине речки Маритуйки не было так шумно и весело, как 24 июля, когда здесь высадился школьный исследовательский десант… Отовсюду звучали детские голоса и смех. На поляне перед ветхим двухэтажным домом раскинулся разноцветный палаточный городок. А под навесом на летней кухне шло приготовление … нет, не к обеду (хотя и он был!), а к занятиям. Так началась школьная научно-исследовательская экспедиция-конференция, организованная подразделением по сохранению исторического наследия Восточно-Сибирской железной дороги – филиала ОАО «РЖД». Участвовать в этом мероприятии были приглашены Байкальский музей, «Заповедное Прибайкалье» и Маритуйская администрация, которая мечтает вновь сделать свое поселение «живым».
Сотрудники «Заповедного Прибайкалья» провели викторину и очень интересно, с неожиданными сюжетными поворотами поразмышляли с детьми над тем, зачем нужно беречь природу.
Доцент ИГУ геолог Снопков С.В. подробно рассказал о Кругобайкалке как об уникальном природном минералогическом музее. Замечательный краевед, знаток истории строительства Кругобайкальской железной дороги А.В. Хобта с первой минуты своего рассказа захватил внимание аудитории такими подробностями осуществления железнодорожного проекта, что казалось, что все мы находимся в гуще событий начала ХХ века.
Судя по реакции школьников и взрослых участников экспедиции, наши выступления тоже вызвали живой интерес. И как же не откликнуться душой на те события и, главное, судьбы ученых, которые 100 лет назад начинали свои байкальские экспедиции именно здесь, в Маритуе! В презентации Ирины Георгиевны Бухаровой использовались хранящиеся в Байкальском музее редкие фотографии Г.Ю. Верещагина, К.И. Мейера, Т.Б. Форш, Н.П. Предтеченского, И.П. Сидорычева, Н.С. Гаевской, семьи наблюдателя Е.В. Иванова, выполненные в Маритуе, на фоне сохранившихся до сих пор архитектурных и природных ландшафтов.
Ирина Анатольевна Липко рассказала о работе ученых-микробиологов на Байкале, привела примеры научных проектов по микробиологии для школьников и поделилась воспоминаниями о студенческой практике биолого-почвенного факультета ИГУ в Маритуе 30 лет назад.
Вечером все сидели у костра, слушали о задумках на будущее организатора экспедиции Андрея Владимировича Бакаева, об исследовательских проектах Танхойского и Слюдянских железнодорожных лицеев и Култукской школы, откуда и приехали в Маритуй ребята.
25 июля экспедиция продолжилась. Сначала была экскурсия к дому начальника 2-го железнодорожного участка М.Н. Пестрово, в котором с 1925 по 1930 г. располагалась база Байкальской экспедиции КИБ под руководством Г.Ю. Верещагина. Когда-то прекрасный дом числится в областном списке объектов архитектурного наследия, но находится в таком состоянии, что восстановить его возможно только «всем миром». А как важно было бы сохранить его в память о великом проекте Транссиба, об инженере-железнодорожнике Пестрово и о Байкальской экспедиции КИБ 1925-1930 гг.!
Затем состоялся поход по Кругобайкалке, в ходе которого обращалось внимание на геологическое строение обнаженных во время строительства КБЖД байкальских склонов. Но главное внимание уделялось техническим особенностям инженерных сооружений – кругобайкальских тоннелей, водотоков, подпорных стенок. Дошли до тоннеля Киркирей – места, где 120 лет назад «встретились» западный и восточный участки Кругобайкалки. Исторический костыль на месте этой долгожданной встречи забил министр путей сообщения князь М.И. Хилков. Александр Викторович Хобта поделился деталями события и информацией о личности Хилкова. (Кстати, на конференции было представлено интересное издание по результатам краеведческого проекта Слюдянского РЖД лицея «Михаил Иванович Хилков – организатор строительства КБЖД»).
Завершилась экспедиция там же, где начинались занятия: на летней кухне и зеленой поляне в глубине Маритуйской пади, где организаторами было высказано пожелание сотрудничества с БМ СО РАН в работе детского клуба «Исследователь».